1. Постановка проблемы.
В условиях информационного общества возрастает роль информационной и
нравственной компетентности учащихся, и особое внимание уделяется их развитию.
К наиболее значимым информационным компетенциям, владение которыми необходимо
современному человеку, можно отнести следующие:
- знание и использование рациональных методов поиска и хранения информации в
современных информационных массивах;
- владение навыками работы с различными видами информации;
- умение представить информацию в Интернет.
В свою очередь, важнейшими нравственными компетенциями можно назвать:
- степень развития системы духовно-нравственных ценностей, в центре которых
находится рефлексирующий человек: человек, имеющий собственное мнение и
убеждения, способный утверждать и отстаивать их;
- понимание необходимости духовного саморазвития и самореализации человека;
- способность к критическому мышлению, умение противостоять антигуманистическим
тенденциям в современной культуре.
Наиболее оптимальной формой организации деятельности в этом направлении
является создание школьного пресс-центра, где проходит изучение всей
совокупности средств массовой коммуникации и овладение разнообразными
процессами социального взаимодействия и передачи смысла. В школьном
пресс-центре отрабатывается авторская позиция ученика, здесь же возможна ее
корректировка в общепринятой культурной норме.
Таким образом, создаются условия для развития информационно-нравственной
компетенции учащихся, самоутверждения и становления личностной зрелости
подростка.
2. Цель проекта:
развитие информационно-нравственной компетентности, социализация личности
учащихся через деятельность в информационном центре.
Этот проект предусматривает решение следующих задач:
- обучение детей основам журналистики;
- развитие у школьников умений видеть, выражать свои мысли, оказывать
воздействие на окружение;
- развитие способности ответственно и критически анализировать содержание
сообщений, прежде всего полученных с помощью СМИ;
- виртуальное общение с пресс-центрами школ России и зарубежья;
- освещение в газете школьной жизни.
3. Гипотеза:
деятельность информационного центра должна способствовать становлению
гражданской позиции через развитие информационно-нравственной компетенции,
самоопределение, саморазвитие и самореализацию личности, развитие
коммуникативной культуры.
4. Предметность:
творческая деятельность человека в современных средствах массовой информации.
Она осуществляется в 3 направлениях:
- изучение средств массовой информации с точки зрения структур и действующих
каналов связи;
- обучение практическим приемам, подготовка сообщений и обмен ими;
- знакомство с проблемами выражения и передачи смысла (семиотика сообщений,
коммуникативная ситуация, смысловые процессы).
5. Механизмы выполнения проекта.
Весь проект разбивается на три этапа:
Подготовительный этап.
Набор участников проекта, определение личностно-значимых направлений
деятельности каждого через разработку и подготовку презентаций, сюжетов,
заметок по интересующей проблеме.
Субъективное позиционирование участников проблемы.
Основной этап включает обучение детей основам журналистики и компьютерным
технологиям в рамках "Школы юного журналиста", где проводятся
семинары, мастерские и занятия с журналистами газет, радио и телевидения.
Параллельно идет сбор, обработка, редактирование, макетирование, дизайн и
корректировка материала для выпуска школьной газеты.
Заключительный этап.
Готовая продукция: школьная газета.
Проведение социологических опросов по выпускаемой продукции, изучение спроса,
составление графиков рейтинговых оценок газетных материалов, для дальнейшего
совершенствования работы школьного пресс-центра.
Выход школьного пресс-центра через Интернет в ЮНПРЕСС, сотрудничество с пресс-центрами
школ России и зарубежья. Участие в городских, всероссийских и международных
конкурсах и фестивалях.
Время работы пресс-центра – 4,5 часа в неделю.
6. Условия реализации программы:
- наличие педагогических кадров с начальным журналистским образованием;
-возможность связи со специалистами СМИ города;
-
наличие техники: компьютеры, принтеры, сканер, цифровой фотоаппарат, цифровая
видеокамера, возможность выхода в Интернет.
7. Результаты:
Конкретными итогами проекта является:
-подготовка детей к работе в области журналистики;
-выпуск ежемесячного номера школьной газеты, которая является летописью школы;
-расширение контактов и партнерских отношений между специалистами,
организациями и ведомствами, осуществляющими и курирующими работу школьных пресс-центров.