РУССКИЙ ЯЗЫК: РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1. Запишите слово без ошибки.
2. Подчеркните букву, которая была написана неправильно.
3. Укажите, в какой морфеме (приставке, корне, суффиксе или окончании) допущена ошибка.
4. Проработайте написание, чтобы не допускать подобную ошибку в дальнейшем.
1. Слова с непроверяемыми написаниями пропишите 5 раз, подчеркивая то место в слове, где вы ошиблись. Запомните написание слова.
Образец:
акварель – акварель, акварель, акварель, акварель.
истина – истина, истина, истина , истина
2. При ошибке в традиционном написании (ча-ща, жи-ши , чу-щу, чк,чн и под.) подберите три слова с аналогичным буквосочетанием.
Образец: ощущать – чу, щу (щука, прощу, щупальцы)
3. Если орфограмма проверяется путем подбора проверочного слова, то выпишите слово, подберите к нему проверочное и в скобках запишите 3 однокоренных слова.
Образец: удивительный – диво ( удивляться, удивление, дивился)
Честный - честен (бесчестный, чествовать, честолюбие)
4. Если ошибка допущена в приставке или суффиксе, то выпишите слово, выделите приставку или суффикс . Если выбор написания определяется правилом, дайте краткое объяснение. Запишите три слова с тем же суффиксом или приставкой.
Образец: сделал (сбил, сжал, сплясал) – приставка с-;
прикоснуться – зн. присоедин. (значение присоединения) (приземлиться, приклеить, привинтить);
березовый (сосновый, снеговой, грозовой) – суффикс прилаг. -ов-;
талантливый (заботливый, расчетливый, приветливый) – суффикс прилаг. -лив-;
копчёный – от гл. «коптить» несов. вида, нет зав. слов (варёный, рваный, бешеный);
затеявший – от гл. затеять (затеял, затеяв, затеянный).
5. Если ошибка допущена в падежном окончании существительного или прилагательного, глагола на ТЬСЯ, ТСЯ, необходимо выписать словосочетание, так как выбор окончания определяется вопросом от главного слова, и определить необходимые показатели формы. Запишите три слова с тем же окончанием.
Образец:
деревья (в чём?) в инее- сущ., 2 скл., в Пр. пад. (в музее, о телевизоре, на компьютере);
в дальнюю (какую?) поездку – в раннюю пору, осеннюю листву, школьную форму;
хотел (что делать?) учиться (надо стремиться, начал бороться, любил посмеяться);
долго (что делает?) собирается (кошка умывается, он хорошо учится, катается на лыжах).
Если ошибка допущена в личном окончании глагола, определите спряжение и проспрягайте этот глагол.
Образец:
шепчет – шептать, 1 спр. (шепчешь, шепчет, шепчем, шепчете, шепчут)
6. После проведенной работы исправьте зеленой ручкой ошибки в том месте, где они были допущены (упражнение, диктант и т.д.) Неисправленных ошибок оставаться в тетради не должно.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ
Если допущена ошибка в знаках препинания, то предложение не переписывается, а прямо в тексте, где ошибка была допущена, зеленой ручкой зачеркиваются лишние и проставляются пропущенные знаки препинания. Дается графическое объяснение: предложение разбирается по членам. На полях рисуется схема.
Образец:
Текла, извивалась, блестела река. О, О, О
Вылезайте, муравьи, после зимней стужи. [..., обращение,...].
Налетел ветер, и затрепетала листьями осинка. [___ ], и [___ ].
Язык – богатство народа. [сущ. Им.п.– сущ. Им.п. ]
Наш кораблик, украшенный флагами, долго стоял в гавани, ловко примостившись между судами-великанами. [..., прич.об., ........., дееприч.об.].
***
ВНИМАНИЕ!
В случае затруднения при выполнении работы над ошибками обращайтесь к списку орфограмм и пунктограмм на форзацах учебника.