Приветствую Вас, Гость

РУССКИЙ ЯЗЫК: РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

                      ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1.      Запишите слово без ошибки.

2.      Подчеркните букву, которая была написана неправильно.

3.      Укажите, в какой морфеме (приставке, корне, суффиксе или окончании) допущена ошибка.

4.      Проработайте написание, чтобы не допускать подобную ошибку в дальнейшем.

1.      Слова с непроверяемыми написаниями пропишите 5 раз, подчеркивая то место в слове, где вы ошиблись. Запомните написание слова.

Образец:

акварель – акварель, акварель, акварель, акварель.

истина –   истина, истина, истина , истина

2.      При ошибке в традиционном написании (ча-ща, жи-ши , чу-щу, чк,чн и под.) подберите три слова с аналогичным буквосочетанием.

Образец: ощущать – чу, щу (щука, прощу, щупальцы)

3.      Если орфограмма проверяется путем подбора проверочного слова, то выпишите слово, подберите к нему проверочное и в скобках запишите 3 однокоренных слова.

Образец:  удивительный – диво ( удивляться, удивление, дивился)   

Честный -  честен (бесчестный, чествовать, честолюбие)

4.      Если ошибка допущена в приставке  или суффиксе, то выпишите слово, выделите приставку или суффикс . Если выбор написания определяется правилом, дайте краткое объяснение.  Запишите три слова с тем же суффиксом или приставкой.

Образец: сделал (сбил, сжал, сплясал) – приставка с-;

прикоснуться – зн. присоедин. (значение присоединения) (приземлиться, приклеить, привинтить);

березовый (сосновый, снеговой, грозовой) – суффикс прилаг. -ов-;

талантливый (заботливый, расчетливый, приветливый) – суффикс прилаг. -лив-;

копчёный – от гл. «коптить» несов. вида, нет зав. слов (варёный, рваный, бешеный);

затеявший – от гл. затеять (затеял, затеяв, затеянный).

5.      Если ошибка допущена в падежном окончании существительного или прилагательного, глагола на ТЬСЯ, ТСЯ, необходимо выписать словосочетание, так как выбор окончания определяется вопросом от главного слова, и определить необходимые показатели формы. Запишите три слова с тем же окончанием.

Образец:

деревья (в чём?) в инее- сущ., 2 скл., в Пр. пад. (в музее, о телевизоре, на компьютере);

в дальнюю (какую?) поездку – в раннюю пору, осеннюю листву, школьную форму;

хотел (что делать?) учиться (надо стремиться, начал бороться, любил посмеяться);

долго (что делает?) собирается (кошка умывается, он хорошо учится, катается на лыжах).

Если ошибка допущена в личном окончании глагола, определите спряжение и проспрягайте этот глагол.

Образец: 

шепчет – шептать, 1 спр. (шепчешь, шепчет,  шепчем, шепчете, шепчут)

6.      После проведенной работы исправьте зеленой ручкой ошибки в том месте, где они были допущены (упражнение, диктант и т.д.) Неисправленных ошибок оставаться в тетради не должно.

 

                      ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ

Если допущена ошибка в знаках препинания, то предложение не переписывается, а прямо в тексте, где ошибка была допущена, зеленой ручкой зачеркиваются лишние и проставляются пропущенные знаки препинания. Дается графическое объяснение: предложение разбирается по членам. На полях рисуется схема.

Образец:

Текла, извивалась, блестела река.    О, О, О

Вылезайте, муравьи, после зимней стужи.   [..., обращение,...].

Налетел ветер, и затрепетала листьями осинка.    [___           ], и  [___           ].   

Язык богатство народа.   [сущ. Им.п.сущ. Им.п. ]

Наш кораблик, украшенный флагами, долго стоял в гавани, ловко примостившись между судами-великанами.    [..., прич.об., ........., дееприч.об.].

 

 

***

ВНИМАНИЕ!

В случае затруднения при выполнении работы над ошибками обращайтесь к списку орфограмм  и пунктограмм на форзацах учебника.